Запчасти для львовских погрузчиков моделей 4014, 40814, 4081, 40810, 40811, 40816, 41015, 41030. Запасные части и комплектующие детали для бензиновых двигателей ГАЗ-51,52

Коробка передач ГАЗ-52


Техническая характеристика коробки передач ГАЗ-52

Размеры подшипников в мм:

- переднего (150209К) первичного вала - 85 х 45 х 19
- заднего (150307К) вторичного и промежуточного вала - 80 х 35 х 21
- переднего роликового цилиндрического (6Н-42207К) промежуточного вала - 72 X 35 х 17

Размеры шлицев заднего конца вторичного вала КПП 52-1700010 в мм:

наружный диаметр - 35
внутренний диаметр - 26,9

Ширина шлицев - 5

Толщина прокладки крышки в мм:

- первичного вала - 0,3 ±0,4
- задней крышки вторичного вала - 0,3 ±0,1
- задней крышки промежуточного вала - 0,4 ±0,1

Радиальный зазор в соединении шеек вторичного вала с шестернями постоянного сцепления - 0,025—0,077

Осевые зазоры шестерен постоянного зацепления в мм:

- третьей передачи - от 0,1 до
- второй передачи - от 0,12 до 0,24

Масса коробки передач в кг - 52,8

Устройство КПП ГАЗ-52

Коробка передач ГАЗ-52 трехходовая, имеет четыре скорости для движения вперед и одну для движения назад. Механизм коробки передач вмонтирован в литой чугунный картер, который крепится к картеру сцепления при помощи четырех шпилек, ввернутых в картер сцепления. Центрирование коробки относительно сцепления обеспечивается фланцем крышки первичного вала.

На картере с правой стороны имеется люк, который закрывается штампованной крышкой, привернутой шестью болтами диаметром 10 мм. Под крышку ставится паронитовая прокладка толщиной 0,8 мм.

Первичный вал 39 (рис. 18) коробки 52-1700010 установлен на двух подшипниках: передний подшипник смонтирован в гнезде коленчатого вала двигателя, задний 36 — в передней стенке картера коробки передач. Последний закрепляется гайкой 37, навернутой на резьбу вала. Первичный вал посредством шлицев соединяется с ведомым диском сцепления.

На заднем конце первичного вала расположены конус и два зубчатых венца: один с косыми зубьями, находящимися в постоянном зацеплении с зубьями большого венца блока шестерен 27 промежуточного вала 31, и другой венец с прямыми зубьями, которые при включении прямой передачи сцепляются с муфтой синхронизатора.

Такой же прямозубый венец и конус имеются на шестерне 4 третьей передачи; конические поверхности этих шестерен притираются на заводе с блокирующими кольцами и в узел устанавливаются в комплекте.

На конусе и прямозубом венце первичного вала имеется выемка радиусной формы. Эта выемка при сборке коробки передач позволяет установить на место собранный первичный вал после того, как в картере уже установлен блок шестерен промежуточного вала.

От осевого перемещения вперед первичный вал стопорится крышкой 38, а от перемещения назад — упорным кольцом, вставленным в канавку шарикоподшипника 36.



Рис.18. КПП ГАЗ-52

1 — рычаг переключения; 2 — колпак; 3 и 29 — пружины; 4 и 24 — шестерни третьей передачи; 5 — распорная втулка; 6 и 40 — упорные шайбы; 7 и 23 — шестерни второй передачи; 8 и 19 — шестерни первой передачи; 9, 17 и 36 — шарикоподшипники; 10 — задняя крышка; 11 — сальник; 12 — фланец;
13 — вторичный вал; 14 и 15 — шестерни привода спидометра; 16 — крышка заднего подшипника промежуточного вала; 18, 34 и 37 — гайки; 20 — стопорная пластина; 21 — блок шестерен заднего хода; 22 — ось блока шестерен заднего хода; 25 — картер; 26 — грязеуловитель; 27 — шестерня постоянного зацеплении; 28 — предохранитель; 30 — заглушка; 31 — промежуточный вал; 32 и 35 — роликоподшипники; 33 — синхронизатор; 38 — крышка первичного вала; 39 — первичный вал; 41 — стопорное кольцо; 42 — шестерня первичного вала; 43 — фиксатор; 44 — переводная головка штока заднего хода; 45 — переводная головка штока первой и второй передач

Вторичный вал 13 установлен на двух подшипниках: на цилиндрическом роликоподшипнике 35, расположенном в гнезде первичного вала, и на шарикоподшипнике 9, установленном в задней стенке картера. Роликоподшипник состоит из свободных роликов (без сепаратора), которые самозамыкаются.

В осевом направлении передние концы роликов фиксируются буртиком первичного вала, а задние — упорной плоской шайбой 40, свободно вставленной в гнездо подшипника и застопоренной разрезным пружинным кольцом 41, которое установлено в полукруглой канавке. На части автопогрузчиков, выпущенных заводом до января 1967 г., шайба 40 и кольцо 41 не устанавливались.

На заднем конце вала за шарикоподшипником установлены и затянуты гайкой ведущая шестерня 14 привода спидометра, фланец 12 карданного шарнира и шайба. Гайка кернится над пазом вала.

В средней части вала имеются эвольвентные шлицы, по внутренней шлифованной поверхности которых центрируется шестерня 8.

На гладкой шейке вторичного вала свободно посажена шестерня 7 второй передачи, которая имеет два зубчатых венца: один косозубый для постоянного зацепления с
соответствующим венцом промежуточного вала и второй прямозубый для зацепления с шестерней 8 при включении второй передачи.

На переднем конце вторичного вала установлены и затянуты гайкой: ступица синхронизатора, соединенная с валом посредством шлицев, стальная каленая распорная втулка 5 и упорная шайба 6, упирающаяся в торец шейки, на которой вращается шестерня второй передачи.

Распорная втулка посажена на вал плотно и стопорится от проворачивания стопорным штифтом, один конец которого запрессован во втулку, а второй утоплен в шлицевой паз вторичного вала; на распорной втулке свободно установлена шестерня 4 третьей передачи.

Для смазки трущихся поверхностей на шестерне коробки передач ГАЗ-52 имеются радиальные сверления и канавки на торцах, а на наружной поверхности распорной втулки нарезаны спиральные канавки. Для предотвращения задиров шестерни третьей и второй передач снабжены бронзовыми втулками. Втулки растачиваются в сборе с шестернями.

От осевого перемещения вторичный вал по аналогии с первичным стопорится задней крышкой 10 и упорным кольцом, установленным в канавку шарикоподшипника 9. Промежуточный вал 31, выполненный в виде блока четырех шестерен, вращается на цилиндрическом роликоподшипнике и шарикоподшипнике 17.

Шестерни 27, 24 и 23 косозубые, находятся в постоянном зацеплении с шестернями 42 (первичного), 4 и 7 вторичного валов. Шестерня 8 прямозубая, зацепляется с шестерней 19 при включении первой передачи и с малой шестерней блока 21 при включении заднего хода. Промежуточный вал фиксируется от перемещения крышкой 16 и упорным кольцом шарикоподшипника, который на валу закреплен гайкой 18.

Передний подшипник промежуточного вала закрывается заглушкой 30, запрессованной в гнездо заподлицо с передней стенкой картера. Для снятия внутреннего кольца этого подшипника на торце большого венца имеются цековки.

Осевое и радиальное отверстия в задней части прмежуточного вала служат для технологических целей. Гайки на первичном, вторичном и промежуточном валах кернятся над расположенными на валах пазами.

Ось 22 блока шестерен заднего хода КПП ГАЗ-52 передним концом свободно вставляется в отверстие внутреннего прилива картера, а задний конец запрессовывается в его заднюю стенку.

Ось стопорится штампованной пластиной 20, закрепленной болтом, а также краем прилива на задней крышке промежуточного вала, закрывающим часть торца оси. Резьбовое отверстие в заднем торце оси может быть использовано для вынимания ее из картера.

На оси свободно вращается двухвенцовый блок 21 шестерен, снабженный бронзовой втулкой. Между зубчатыми венцами находится кольцевая канавка, в которую входит вилка включения заднего хода.

Внутри картера в нижней части с левой стороны отлиты два прилива с выемками, в которые вставляется штампованный из листовой стали грязеуловитель 26 и закрепляется болтом с правой стороны.

В грязеуловителе имеются наклонные пазы, которые обеспечивают удержание на дне картера продуктов износа и отстоя. Маслозаливная (она же контрольная) пробка расположена на левой стенке картера, а маслосливная — внизу, в задней стенке.

Для удержания масла в КПП ГАЗ-52 в ее задней крышке установлен сальник 11. Кроме того, на внутренней поверхности задней крышки нарезана маслосгонная канавка, которая, сопрягаясь с шейкой фланца вторичного вала, гонит масло от сальника. Аналогичная маслосгонная канавка имеется на внутренней поверхности крышки первичного вала.

На фланце этой крышки с внутренней стороны отлит масляный канал, по которому масло отводится из полости крышки к сточному отверстию в передней стенке картера и далее в картер.

В задней крышке 10 вверху установлен сапун, предотвращающий образование внутри картера избыточного давления, которое вызывает вытекание масла из коробки.

Шестерни коробки передач на заводе подбирают по шуму, контакту и боковому зазору, который должен находиться в пределах 0,1—0,2 мм и комплектуют. Однако это не исключает возможности замены одной, преждевременно вышедшей из строя шестерни новой, взятой из комплекта.

При такой замене в коробке передач ГАЗ-52 может появиться несколько завышенный шум, который не опасен. Шестерня 8 перемещается по шлицам вторичного вала и служит для включения первой и второй передач.

Для включения второй передачи на прямозубом венце шестерни 7 нарезаны такие же шлицы, как и на вторичном валу под шестерню 8. Поэтому при передвижении шестерни 8 вперед ее шлицы сцепляются с прямозубым венцом шестерни 7, что обеспечивает включение второй передачи; с ее венцом также сцепляется малый венец блока 21 при включении заднего хода.

Муфта, передвигаясь по шлицам ступицы синхронизатора, включает третью и четвертую передачи. При перемещении скользящей шестерни и муфты первичный вал через блок шестерен промежуточного вала соединяется с вторичным валом, что обеспечивает передачу вращения от коленчатого вала двигателя к карданному валу.

Например, при движении шестерни 8 (рис. 18) назад она войдет в зацепление с малым венцом шестерни 19 промежуточного вала, и вращение на вторичный вал будет передаваться через шестерни 42, 27, 19 при передвижении шестерни 8 вперед вращение будет передаваться через венцы шестерен 42, 27, 23, 7, 8 и т. д.

Перемещением вперед блока 21 включается задний ход. Передачи переключаются посредством рычага 1 качающегося типа, нижний конец которого входит в пазы вилок и переводных головок, установленных на штоках.

Схема положений рычага переключения передач КПП ГАЗ-52 показана на рис. 29. Шаровая опора рычага расположена в сфере штампованного колпака 2 (см. рис. 18) и прижата к его сферической поверхности конической пружиной 3. Для повышения износостойкости колпак цианируется, закаляется и фосфатируется.

В крышке он удерживается при помощи запрессованых в горловину двух цилиндрических штифтов, свободные концы которых входят в канавки шаровой опоры рычага и удерживают его от проворачивания вокруг оси.

Для повышения жесткости рычага и увеличения износостойкости его нижнего конца и шаровой опоры рычаг подвергают термической обработке до высокой твердости.

Для переключения передач в верхней крышке смонтированы три штока. На штоках включения первой и второй передач, а также заднего хода в средней части установлены переводные головки соответственно 45 и 44, а на задних концах — вилки. На штоке включения третьей и четвертой передач в середине установлена вилка.

Вилка включения заднего хода и переводные головки на штоках закреплены штифтами, а вилки включения первой, второй, третьей и четвертой передач — винтами. На коробках передач, выпущенных заводом до июля 1966 г. крепление вилок на штоках посредством винтов не применялось.



Рис. 19. Фиксаторы и замок коробки передач ГАЗ-52

1, 3 и 5 — штоки; 2 и 4 — плунжеры; 6 — штифт — шток заднего хода; 2 и 5 — плунжеры; 3

Для фиксации штоков при включенных передачах и в нейтральных положениях служат шарики, которые входят в углубление на штоках и прижимаются к ним пружинами.

Штоки первой и второй, а также третьей и четвертой передач имеют по три углубления: среднее служит для фиксации шестерен в нейтральном положении, крайнее — для фиксации шестерен в положении, соответствующем включенной передаче в коробке передач.

Шток заднего хода имеет только два углубления: одно для фиксации блока шестерен заднего хода в нейтральном положении, а другое — для фиксирования блока шестерен при включенном заднем ходе.

Для предотвращения возможности одновременного включения двух передач применен замок, устройство которого показано на рис. 19. Между штоками помещены два плунжера 2 и 5 и в горизонтальном сверлении среднего штока установлен штифт. При перемещении среднего штока 3 (положение I) плунжеры 2 и 4 выходят из его углублений, входят в углубление штоков 1 и 5 и запирают их.

Если же перемещается один из крайних штоков, например шток 1 (положение II), то плунжер выходит из углубления штока 1 и входит в углубление штока 3.

Одновременно плунжер 2, действуя на штифт 6, перемещает его и заставляет плунжер 4 войти в углубление штока 5. Таким образом, штоки 3 и 5 оказываются запертыми в нейтральном положении. При перемещении штока 5 запираются штоки 1 и 3 (положение III).

Для передвижения рычага переключения передач в положение, соответствующее включенному заднему ходу, необходимо дополнительно преодолеть сопротивление пружины 29 (см. рис. 18) предохранителя 23. Это устраняет возможность случайного включения заднего хода при движении автопогрузчика.

Переключение передач

Сцепление ГАЗ-52 и его привод должны быть правильно отрегулированы. Для того чтобы в этом убедиться, необходимо при работающем двигателе выжать педаль сцепления и медленно включить первую передачу или задний ход. При исправном и правильно отрегулированном сцеплении передача должна включаться без шума и скрежета.

Все переключения передач должны осуществляться плавным перемещением рычага только после сброса числа оборотов двигателя и полного выключения сцепления. Не допускается переключение передач с неполностью выключенным сцеплением, а также одновременное действие педалью и рычагом.

При трогании с места на ровном горизонтальном участке дороги с твердым покрытием следует проехать с включенной первой передачей всего лишь несколько метров до достижения небольшой скорости, так как при повышенных скоростях двигатель будет иметь повышенные числа оборотов, которые могут вызвать шумное включение второй передачи.

Переключение с первой передачи на вторую при указанных условиях надо выполнять плавным переводом рычага с выдержкой его в нейтральном положении.

При движении по тяжелой дороге или на подъеме, где автопогрузчик быстро теряет скорость, необходимо разгонять его на первой передаче до значительно более высоких скоростей, чем при трогании с места на ровном горизонтальном участке.

В этих условиях рекомендуется при переключении на вторую передачу применять двойной выжим сцепления, т. е. дополнительное кратковременное включение сцепления ГАЗ-52 в тот момент, когда рычаг находится в нейтральном положении.

Переключать передачу со второй скорости на третью и с третьей на четвертую следует плавным движением рычага с небольшой выдержкой в нейтральном положении. Время выдержки зависит от дорожных условий, но должно быть минимально возможным для сохранения скорости, полученной во время разгона.

Наиболее трудно переключать передачи с больших скоростей на меньшие, так как это требует определенных навыков. Переключение с четвертой передачи на третью выполняется плавным переводом рычага.

Переключение передачи с третьей скорости на вторую и со второй на первую необходимо производить с учетом скорости движения автомобиля, применяя двойное выключение сцепления с промежуточным повышением чисел оборотов двигателя следующим способом: выжать педаль сцепления, поставить рычаг в нейтральное положение, отпустив педаль; увеличить числа оборотов двигателя, затем снова быстро выжать педаль и поставить рычаг в положение включаемой передачи, после чего плавно отпустить педаль.

Переключение с третьей на вторую и особенно со второй на первую передачу без промежуточного повышения чисел оборотов двигателя недопустимо.

Степень увеличения чисел оборотов двигателя при двойном выключении сцепления определяется практически, в зависимости от скорости движения автопогрузчика, по легкости включения и отсутствию скрежета включаемых шестерен.

Переключать передачу со второй скорости на первую желательно при полной остановке; задний ход включать только после полной остановки. Не допускается включение сцепления при неполностью включенных передачах.

Уход за коробкой передач в процессе эксплуатации заключается в проверке состояния крепежа, поддержании требуемого уровня смазки и в проведении периодической смены масла в картере, а также в выявлении и устранении неисправностей.

________________________________________________________________________________

Отгрузка запчастей на львовские погрузчики 4014, 40814, 40810, 4081, 41030 производится во все города России: Кемерово, Екатеринбург, Челябинск, Новосибирск, Улан-Удэ, Киров, Пермь, Красноярск, Иркутск, Омск, Барнаул, Томск, Братск, Тюмень, Лысьва, Новокузнецк, Миасс, Серов, Чита, Берёзовский, Междуреченск, Нижний Тагил, Бийск, Минусинск, Сатка, Курган, Новый Уренгой, Норильск, Ноябрьск, Октябрьский, Оренбург, Орск, Прокопьевск, Прохладный, Псков, Рубцовск, Рыбинск, Рязань, Салават, Саранск, Сарапул, Северодвинск, Сибай, Сочи, Ставрополь, Старый Оскол, Стерлитамак, Сургут, Сызрань, Таганрог, Тамбов, Тобольск, Усть-Илимск, Ухта, Хабаровск, Ханты-Мансийск, Чистополь, Чусовой, Шадринск, Шахты, Шелехов, Электросталь, Элиста, Энгельс, Якутск, Вологда, Нижний Новгород, Санкт-Петербург, Белгород, Орёл, Казань, Ростов-на-Дону, Воронеж, Брянск, Краснодар, Саратов, Мурманск, Тула, Ногинск, Волгоград, Иваново, Пенза, Чебоксары, Волжский, Ярославль, Сыктывкар, Ижевск, Самара, Махачкала, Волжск, Йошкар-Ола, Сокол, Уфа, Архангельск, Тверь, Подольск, Ульяновск, Смоленск, Тольятти, Владикавказ, Петрозаводск, Курск, Владимир, Череповец, Набережные Челны и др.